Конкурс

Фев 1, 2011
Репортаж из Дмитровской музыкальной школы, где в минувшее воскресенье прошел областной фестиваль академического сольного пения и вокальных ансамблей
В Дмитровской музыкальной школе прошёл Открытый фестиваль академического сольного пения и вокальных ансамблей.
Этот конкурс традиционный для Московской области, и в нём имеют право принимать воспитанники детских музыкальных школ и школ искусств. Возраст участников – от 8 до 16 лет.
Право оценивать исполнительское мастерство и талант участников конкурса было у А. Г. Кондратьевой, заместителя председателя Музыкального общества Московской области (она была председателем жюри), М. С Агина, профессора кафедры сольного пения Российской академии музыки имени Гнесиных и М. Б. Громовой, председателя ПЦК отдела «Академическое пение» областного «Колледжа искусств». Кулуарно и преподаватели, и участники конкурса из старшей возрастной группы замечали, что жюри очень высокопрофессиональное и строгое, и его оценки суровы, но справедливы.
Все участники – солисты были разделены на возрастные группы, а вокальные ансамбли – на две.
Юные дарования приехали на открытый фестиваль сольного пения и вокальных ансамблей приехали со всех районов Подмосковья, а также Москвы, г. Обнинска (Калужская область) и г. Кимры (Тверская область).
Организация фестиваля — непростое дело, о чём рассказала заместитель директора нашей музыкальной школы Е. Б. Суховей: «Проведение такого масштабного мероприятия с участием огромного количества детей в разгар эпидемий и карантинов казалось рискованным предприятием, но результат превзошёл все ожидания. Видимо, музыка на самом деле обладает целебной силой, потому как на конкурс приехали почти все из заявленных участников, и все выступали на весьма высоком уровне».
Голос – самый хрупкий музыкальный инструмент, его нельзя настроить, как скрипку или гитару. Это знают все вокалисты, а их на конкурсе было немало – 60 солистов и столько же участников ансамблей в возрасте от 8 до 16 лет.
В программе выступления, независимо от возраста, требовалось исполнить два произведения: русскую народную песню и классическое. «Тонкая рябина», «не гони, ямщик, лошадей», «Вечер ко мне девице», «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Славное море, священный Байкал«, И. Кальман, В. Моцарт, Дж. Каччини, Э. Григ, Р. Шуман, Ц. Кюи, М. Мусоргский – представленный репертуар был очень большой и разнообразный.
Дмитровскую музыкальную школу представляли Лиза Сипакова (9 лет), Настя Шибика (13 лет), Ирина Стрекалова (16 лет) и Лебедев Вячеслав (16 лет) – преподаватель М. В. Долгова, и Вероника Букреева (11 лет), Максима Трощий (12 лет), Степан Лёвочкин (13 лет) и Сычев Даниил (16 лет) – преподаватель З. Е. Беликова.
Что же касается самих выступлений, то, как и на любом конкурсе, не всё для всех складывалось удачно. Кто-то прекрасно распевшись, выходил на сцену – и не мог всё исполнить так, как задумано. Были ошибки. Были срывы.
А у кого-то песня лилась, переполняя зал, в фойе, где у дверей замерли слушатели, что не успели пройти в зал… Голоса разные, разная степень мастерства, разные способности у конкурсантов… Жюри судило строго всех, скидок и поблажек не делалось никому. Ведь задача конкурса – не только стимулировать детей и юношество к серьёзным занятиям классическим вокалом, но и поиск жемчужин, которые будут красоваться на российской оперной сцене!
Серьёзная конкуренция между участниками, а также солидное жюри не смутили наших конкурсантов, достойно представивших Дмитровскую музыкальную школу. В исполнении русских народных песен не было равных Степану Лёвочкину, ученику З. Е. Беликовой, получившему диплом фестиваля. Специальный диплом «За артистизм» заслужил другой ученик Зинаиды Евгеньевны – Даниил Сычёв, тонко передавший лирико-драматические оттенки романса М. Глинки «Я помню чудное мгновенье».
Однако больше всех порадовал Вячеслав Лебедев, ставший лауреатом первой степени. Обладая прекрасным тембром голоса, Слава немало занимался и покорил не только публику, но и жюри. В этом заслуга наставников, подготовивших лауреата – М. В. Долговой и Е. В. Лозовик, получивших звания «Лучшего преподавателя» и «Лучшего концертмейстера» фестиваля соответственно.
Впрочем, удовольствие от этого фестиваля получили все – и победители, и другие участники, которые пока не заслужили высоких оценок жюри, зато продемонстрировали свой талант многочисленным зрителям, для которых фестиваль стал настоящим праздником. Иной раз не верилось, что на сцене – ещё только ученики музыкальных и школ искусств; некоторые голоса завораживали, словно в оперном театре.