А теперь вместе с нашим корреспондентом Евгением Роем отправляемся в гости к известному дмитровскому художнику Федору Васильевичу Шапаеву, в творчестве которого особое внимание следует обратить на его знаменитые портреты простых людей

На днях мы побывали в гостях у известного дмитровского художника Федора Васильевича Шапаева. Поговорили о том, чем сейчас живет 90-летний мастер, записали его воспоминания о жизни и людях, которых было очень много на длинном жизненном пути художника. «Как мать, так и отец были великими тружениками», — вспоминает мастер. Семье с четырьмя детьми жилось нелегко. И доброта, любовь к своим четырем сыновьям помогала в жизни, далеко не благополучной. Позже, уже став известным художником, Федор Васильевич запечатлел облик родителей на холсте. Многими чертами своего характера Федор Васильевич обязан отцу, и когда писал он этот портрет, то по-новому всматривался не только в облик дорогого человека, но и в самого себя, в историю своего рода. Отцу Федор Шапаев обязан не только своим рождением, но в некотором смысле и судьбой. Не покажи отец рисунков сына эвакуированному в Вязники художнику, как знать, в какой узор заплелась бы судьба Федора Васильевича. В конце 41-го года на фабрику, где работал отец Федора Васильевича, из-за инвалидности не призванный на фронт, приехал из Москвы эвакуированный художник — Петр Иванович Ермилов. Отец с ним познакомился и однажды обмолвился о рисунках младшего сына. «Покажите мне их», — попросил художник. Отец принес работы сына, в основном — копии с репродукций. Профессиональный художник решил взять талантливого мальчика под свою опеку! Он занимался с юным Федей все время, которое оставался в эвакуации: ставил незатейливые натюрморты, приучил работать с натуры, преподал первые уроки масляной живописи и запретил копировать. Шапаеву повезло с учителями. Поступая в Суриковский институт после войны, в возрасте 22 лет, он был, по сути, уже сформировавшимся, зрелым человеком, и его собственное мироощущение, все, к чему он сам стремился как художник, оказалось созвучно тенденциям, свойственным творчеству его институтских учителей. За годы учебы в институте человеческий и художнический кругозор Федора Шапаева неизмеримо расширился. Приехав из провинции, он оказался в гуще столичной художественной жизни. Уже в 1953 году, будучи студентом третьего курса, Федор Васильевич принял участие в Республиканской художественной выставке. В составе студенческих практик молодому художнику посчастливилось объехать многие города России, увидеть немало новых мест. В 1954 году, как только утвердили тему дипломной работы, Шапаев выправил в Министерстве морского флота ходатайство в Архангельское пароходство о всемерной помощи и поддержке. Но в Архангельске никто молодым художником заниматься не собирался. На последние деньги Федор Васильевич отправил в Москву подробную телеграмму о незавидном своем положении, и потянулись дни в ожидании ответа. «Голодая, я впал в отчаяние, — вспоминает художник. — Но вдруг мне сообщают, что 10 июня 1954 года пароход “Вытегра” идет на Новую Землю, и я поеду с ним». На пароходе Федор Васильевич сразу включился в работу. Одним из первых был этюд Белое море. Упорство, трудолюбие, доброжелательность и общительность молодого живописца завоевали симпатию и уважение моряков. Он остался совсем без денег и питался за счет команды, а когда в Нарьян-Маре стало известно, что плавание затянется, капитан предложил выбор: или вернуться назад с проходящим пароходом, или войти в штат команды и стоять вахту, грузить уголек наравне с матросами. Федор Васильевич без колебаний выбрал второе. Вместе с экипажем «Вытегры» он проплыл по Белому, Баренцеву, Карскому морям, побывал в Нарьян-Маре, Андерме, на островах Новая Земля и Вайгач. Во время плавания художник исполнил огромное количество этюдов, набросков, зарисовок, да еще и вел подробный дневник, который сам по себе — увлекательное, захватывающее чтение! Еще учась в Ивановском художественном училище, Федор Васильевич познакомился с будущим учителем русского языка и литературы — милой, застенчивой девушкой по имени Лида. После окончания педагогического института Лидию Ивановну распределили в село Дунилово Шуйского района, а Федор Васильевич, окончив училище, уехал в Москву, но общение их не прекратилось. Разлуки и редкие встречи только укрепили взаимное чувство. В 1953 году молодая учительница и будущий художник решили пожениться. Федор Васильевич был в это время студентом третьего курса. Лидия Ивановна, стремясь быть поближе к мужу, получила направление в школу села Орудьево Дмитровского района. Сначала снимала  угол у одинокой старушки, потом дали школьную квартиру. А Федор Васильевич продолжал учиться, жил в московском общежитии и изредка приезжал в Орудьево. «В то время сообщение было очень плохое. Одна колея железной дороги. Поезда ходили редко», — вспоминает он. После окончания института художник решил поселиться в Орудьево совсем. Постепенно он выстроил дом, мастерскую — и живет в селе вот уже почти полвека. По собственному признанию художника, портрет — его любимый жанр. И для Федора Шапаева в портрете важно не столько внешнее сходство. Главное – это состояние души! И Федору Васильевичу передать его великолепно удается. Его портреты не отпускают зрителя сразу, остаются в памяти, тревожат. Люди, изображенные художником, кажутся нам знакомыми, располагают к себе, вызывают наши симпатии. Может, еще и потому портреты, исполненные мастером, так притягательны, что, за очень редким исключением, это портреты, выполненные не на заказ. Модели выбраны самим художником и поэтому многое говорят о нем самом. Говорят о человеческой искренности и душевной внимательности Федора Васильевича, о его любви к правде и простоте, о его душевном здоровье, эстетических и этических пристрастиях, о его гражданской позиции и мировоззрении.