15 июля  исполнится 80 лет со Дня торжественного ввода в эксплуатацию канала имени Москвы, полностью снявшего проблемы водоснабжения столицы в связи с растущими потребностями. В преддверии этой датой мы предлагаем вашему вниманию заключительный сюжет, рассказывающий о судьбах участников этого грандиозного строительства

История воднотрансnортного строительства не знает другого примера превращения города, стоявшего на мелководной реке, в порт пяти морей. Волжская вода, пополнив одетую в гранит реку Москва, сделала ее вчетверо многоводнее и превратила в глубоководный путь с большими механизированными портами и красивыми речными вокзалами. Канал имени Москвы — это крупнейший комплекс сложных гидротехнических сооружений, это первый в нашей стране электромашинный канал с искусственной подачей воды с помощью насосных станций. Канал по праву называют колыбелью автоматики и телемеханики. Именно здесь впервые в СССР в промышленном масштабе началось применение автоматики и телемеханики на шлюзах, насосных и гидроэлектрических станциях. На этих сооружениях осуществлены крупные модернизационнные мероприятия, которые привели к совершенствованию как самих сооружений, так и конструкций оборудования и аппаратуры, подняв производительность труда, улучшив коэффициент полезного действия оборудования, повысив его надежность и экономичность.И, конечно, возведение канала изменило не только ландшафт, но и судьбу Дмитрова. Город, не имевший ранее значительных фабрик и заводов, стал крупным и благоустроенным промышленным центром: был основан Дмитровский завод фрезерных станков, сформирован Дмитровский экскаваторный завод. Возрождение водного пути на север породило очередной подъем города в экономическом и демографическом развитии! Известно, что при строительстве канала Москва-Волга погибло очень много заключенных, сооружавших канал. Но документально полное число погибших пока никому подтвердить не удалось. Календарный учет заключенных вели очень строго, списки были по всем лагерным пунктам, регулярные отчеты оседали в Управлении Дмитлага НКВД. На сегодня о судьбе архива Дмитлага известно следующее. Осенью 41-го года при приближении немцев к Москве архив Дмитлага эвакуировали. Управление канала выделило для этого людей и транспорт в виде небольшой баржи с буксировщиком. Для сопровождения архива было назначены два ответственных человека из работников канала. По распоряжению НКВД груз был доставлен в Ульяновск по Волге. Но тут произошло совершенно невероятное. Когда ящики с архивными документами с трудом выгрузили на речной причал, чиновник НКВД, встречающий груз, приказал прибывшим разжечь костер и привезенные ящики побросать в него. На вопрос Тельпуховского, отвечающего за доставку груза: "Что это значит, и как я буду отвечать в Дмитрове за сдачу груза?" — ему грубо ответили: — "Не ваше дело!". И ящики были сожжены. Дмитровские или московские чины НКВД не решились сжечь архив на месте, а Ульяновский НКВД либо не захотел организовать хранение прибывшего архива, либо получил команду архив уничтожить. Руководители НКВД не хотели огласки материалов Дмитлага в случае попадания архива к немцам, в этот момент они уже были под Москвой в Яхроме. По деньгам постройка канала обошлась совсем дешево, благодаря рабочей силе заключенных. Отечественные историки, оказавшиеся на ранних стадиях ближе к первоисточникам, оценивают количество погибших на канале Москва-Волга строителей в диапазоне от 700 тысяч до 1,5 млн человек. Но скорее всего здесь большое преувеличение! Тем не менее, из рассказов очевидцев расстрельные списки были очень большие — целые листы формата А, а люди отправлялись на расстрел простой резолюцией под списком "Расстрелять" и всего одной малоразборчивой подписью. Имеющие в Государственном архиве России 180 дел московского делопроизводства по каналу Москва-Волга не могут пока пролить свет на самую главную тайну Дмитлага — сколько же строителей погибло вследствие истощения, болезней и расстрелов. Посёлок Большая Волга оказался в центре внимания всей страны, после того как здесь были отсняты кадры фильма "Волга-Волга" — он вышел на экраны в 1938 году. Правда, сам посёлок в фильм не вошёл. Зато пароход, на котором провинциальные таланты плывут покорять Москву, долго крутится на одном месте, и мы легко узнаём это место, показанное с разных сторон. Счастливые советские люди пользуются трудами других счастливых советских людей! В 30-ые годы советская жизнь имела двойное измерение: фасадная, о которой трубили средства массовой информации и придворный кинематограф, и скрытая, неприглядная. Показателен эпизод, который произошел во время одно из визитов вождя советских народов на стройплощадку Дмитлага. Заканчивая осмотр котлована, Сталин вдруг обратил внимание на то, что заключенные работают без обуви, то есть босиком. Хотя было начало лета, погода не была теплой. Сопровождающих кремлевскую свиту чекистов Сталин тут же строго допросил, почему рабочие работают без обуви. Те отвечали не очень определенно: мол, народу пришлость направить на эту стройку много, и на всех обуви не хватило, но недостающая обувь на подходе. Закончил этот разговор Сталин очень резко, приказав, чтобы через 2 часа все рабочие были обуты, а в отношении начальника отдела снабжения и начальника участка сказал: "А этих расстрелять!". Коган и Фирин вынули револьверы и тут же без суда и следствия, на глазах у партийных бонз, застрелили этих бедолаг-снабженцев, как "козлов отпущения"! Эта «кровавая карусель» особенно набрала обороты в последний год строительства Канала, и в последующий год после его открытия. Жизнь Дмитлага подходила к концу, а вместе с ней обрывалась и жизнь многих и многих его создателей! Расстрелы дмитлаговцев в Бутово охватывают период с сентября 37-го по апрель 38-го года. Особенно много их расстреляно в марте 1938 года. Похоже, руководством НКВД было сочтено, что при расформировании лагеря дешевле и проще избавиться от значительного объема "человеческого балласта", чем распределять людей по другим исправительно-трудовым лагерям. Заключенные, повторно арестованные в Дмитлаге, обвинялись по статье 58: это все та же пресловутая "антисоветская агитация" или "контрреволюционная деятельность" или же "погромно-террористические намерения". Иногда повод для ареста и расстрельного приговора мог быть несколько иным: кто-то обвинялся в пораженческих настроениях, а кто-то — в "опошлении воспитательно-трудовой политики советской власти". Одновременно щедро сыпались высшие государственные награды на тех руководителей строительства Канала, которых система пока приберегла. Значительная часть дмитровских каналостроевцев получила в качестве награды за свой каторжный труд досрочное освобождение. Избранные для других великих большевистских строек могли на время вздохнуть с облегчением: гигантский кровавый маховик государственного террора, прогремев над самой головой, пока оставил их живыми…