В декабре дмитровчанам предстоит отметить 175-ый день рождения известного революционера, ученого и философа Петра Алексеевича Кропоткина, последние годы, в жизни которого были тесно связаны с нашим городом

175 лет назад родился самый знаменитый человек, когда-либо живший в Дмитрове. Петр Алексеевич Кропоткин известен на весь мир как выдающийся русский революционер, ученый-географ, историк, философ и публицист, а также создатель идеологии анархо-коммунизма и один из самых влиятельных теоретиков анархизма. Родился Петр Кропоткин в 1842 году в семье богатого помещика-крепостника, «типичного николаевского офицера», по словам сына. О матери — Екатерине Николаевне — сохранил он самые нежные и восторженные воспоминания, хотя почти не знал ее, умершую, когда Петру было три с половиной года, а его брату Саше не минуло пяти. Детство Петра прошло в Москве «в Старой Конюшенной». Род Кропоткиных идет от внука Ростислава Мстиславича Удалого и предки их были князьями Смоленскими, но как указывает сам Петр Алексеевич хотя «род наш и ведется издалека, однако ничем он не отличился в истории». «Баловнем судьбы» Петр Алексеевич не был. Рано потерявший мать, он не получил необходимого тепла от мачехи, которая невзлюбила пасынков. Это способствовало особому сближению с крепостными и дворовыми слугами в доме. Именно в них, окружавших братьев Кропоткиных заботой, теплом, жалевших и всячески опекавших «сирот» в память об их матери, которую в доме все любили, встретил Петр те черты, которые позднее подтвердились его наблюдениями народной жизни, — доброту, милосердие, способность к состраданию, привычку к труду. Пажеский корпус был самой привилегированной казармой в России. Как положено в подобном заведении, здесь все было регламентировано так, чтобы юноши, взрослея, становились деталями руководящего аппарата государственного механизма. «Высокая честь» учиться в этом заведении Петру Кропоткину была предоставлена самим императором Николаем I. Корпус представлял своим воспитанникам право выбирать место службы в любом полку. В качестве своеобразной стажировки старшекурсникам была определена придворная служба. Образование в корпусе давали неплохое, достаточно широкое, с упором на физико-математические науки. В последнем классе читали даже курс политэкономии. Воспитанники, которых не прельщала военная служба, имели возможность для духовного и умственного развития. Во времена Кропоткина в корпусе все отчетливее сказывался характер военного учреждения. Нравы его воспитанников носили неизбежный отпечаток казарменного, принудительного общежития. Процветали, как мы теперь говорим, дедовщина, глумление над младшими по званию, положению, возрасту. В эти годы становления и развития чрезвычайно велика была в жизни Петра роль его старшего брата. При большой духовной близости они были очень разными и часто спорили, так и не сходясь в мнениях. Но вряд ли они дали бы друг другу так много, если бы во всем соглашались. Необходимость доказывать, убеждать, отстаивать свое суждение, умение пересмотреть его под натиском аргументов, уважение к позиции оппонента — все эти черты, присущие Кропоткину мыслителю, публицисту, пропагандисту, в значительной мере выработались в диалоге братьев, живом и страстном, растянувшемся на годы и запечатленном в их многолетней переписке. В конце 50-х гг. взгляды Петра Кропоткина по своему направлению определяются как резко антикрепостнические, и даже антисамодержавные. «Старая система разрушается, новая не создана; ввели эмансипацию, но теперь самодержавие невозможно, оно должно измениться, и если не удалось в 1825 г., то удастся же теперь в скором времени, и авось мы доживем до того, что увидим Россию наряду с прочими европейскими государствами»—такими соображениями о перспективах развития страны делился Петр с братом в марте 1858 г. Характерно, что и разрушения старой системы, и создания новой он ждет от Александра II, а вовсе не от революции, хотя и поминает 1825 г. — первую попытку свергнуть самодержавие, предпринятую декабристами. Завершив в 1862 году свое образование в Пажеском корпусе, Кропоткин еще не стал революционером. Несмотря на неприятие существующих порядков, он верит, что реформы обновят и преобразуют страну. Отказываясь от уготованной карьеры в одном из блестящих гвардейских полков, он избирает недавно образованное Амурское казачье войско на окраине империи. Сказалось в выборе и молодая жажда новых впечатлений, тяга к путешествиям, стремление к независимости от отца, от которого все более отдалялся.