В центре нашего города расположен Дмитровский экскаваторный завод, из ворот которого в прежние годы регулярно выходили железнодорожные составы с готовой продукцией. А теперь даже железнодорожные пути, выходящие с территории предприятия, закатаны под асфальт

Дмитровский экскаваторный завод

 

Этим репортажем мы открываем серию материалов про ветеранов дмитровского производства. Дмитровский экскаваторный завод – наш сегодняшний рассказ посвящен этому некогда градообразующему предприятию, на котором работало более двух тысяч человек. И оно было одним из старейших машиностроительных заводов Подмосковья. Было, потому что сегодня завод стоит, и так востребованные в народном хозяйстве экскаваторы здесь не делают уже несколько лет. Юрий Александрович Сухотин был директором Дмитровского экскаваторного завода с января 1976 года по февраль 1983-го. До переезда в Дмитров он руководил промышленным предприятием в Ставропольском крае, был отмечен за свою работу министерством машиностроения – и отправлен на дмитровский экскаваторный поднимать производство на новый уровень. В первые послевоенные десятилетия Дмитровский экскаваторный завод был крупнейшим производителем траншейных экскаваторов в СССР, на его долю приходилось до 70% всех выпускавшихся машин. В середине 1950-х, в связи с быстрым ростом мелиоративного строительства в Союзе, производство траншейных экскаваторов было организовано на ряде других предприятий. И уже в 1975 году дмитровский завод произвёл лишь 17% от общего количества выпущенных в СССР траншейных экскаваторов (для сравнения, на долю Таллинского экскаваторного завода пришлось около 60 %). Когда Юрий Сухотин приехал в Дмитров, первое, за что он взялся, — это стал наводить дисциплину на предприятии. Вот на этой заводской площади собрал весь коллектив, остановив на время производство, и посадил на лавки перед остальными тех работников, которые регулярно приходили на предприятие в пьяном виде. На этом собрании из 18-ти злостных нарушителей трудовой дисциплины решением коллектива было уволено 14-ть человек. Этими и другими мерами новому директору экскаваторного завода удалось в кратчайшие сроки восстановить бесперебойное производство и впервые за несколько лет выполнять государственные план.  Мы попытались вместе с экс-директором предприятие попасть на его территорию, но нас не пустила охрана. Сегодня Дмитровский экскаваторный завод входит в состав ФГУП «Главное Военно-Строительное Управление №12», и вход на предприятие закрыт для всех, как для бывших его работников, так и для прессы. Как нам рассказал Юрий Александрович, такая закрытость введена неспроста. В пору расцвета на Дмитровском экскаваторном заводе работали почти 2,5 тысяч человек, здесь была одна из самых высоких зарплат в городе, предприятие (совместно с ДСК) строило жилье для своих сотрудников – и каждый год работники завода получали ключи от новеньких квартир. У завода был свой дом культуры, детский сад, профилакторий и автобус «Икарус» для выезда на экскурсии и спортивные мероприятия в Москву и другие города. Новейшая история экскаваторного завода – летопись постепенного угасания предприятия. И сегодня, как и большинство подобных производств по всей стране, Дмитровский экскаваторный замер в ожидании или лучших времен, или окончательного уничтожения.