В одном из наших информационных выпусков мы затрагивали тему бедственного положения плотины Жестылевского водохранилища, разрушение которой может привести к печальным последствиям. На этой неделе наш корреспондент Евгений Рой вновь побывал на этом гидросооружении

Водолазы из Раменского района на этой неделе изучали состояние плотины в Жестылево. Наша съемочная группа застала их за обследованием верхнего бьефа, той стороны плотины, которая примыкает к водохранилищу. Задача подводников – составить подробный отчет об основных разрушениях и деформациях гидротехнического сооружения. Вот помощники водолазов достают из воды одну из решеток, которые должны были защищать плотину от загрязнения. Сегодня большинство таких решеток лежит на дне водохранилища. Плотина сооружена в далеком 68ом году. И за 44 года ее ни разу не ремонтировали. Даже не специалисту понятно, что сооружение, примыкающее к воде, да еще по которой проходит оживленная трасса, за такой срок способно прийти в полную негодность. В апреле на Жестылевской плотине была объявлена чрезвычайная ситуация. Все профильные службы и организации вдруг обнаружили, что ресурс сооружения давно исчерпан, и хочешь — не хочешь, а надо что-то срочно делать. Весной поговорили, и забыли! Но трагедия в Краснодарском крае, когда из-за водной стихии и человеческого разгильдяйства погибли десятки жителей города Крымск, заставила действовать все подмосковные службы. Начали с обследования всех областных гидросооружений, и одну из первых выбрали Жестылевскую плотину, как особо изношенную. В нижнем бьефе, который расположен по другую сторону автотрассы, следы деградации видны и без подводных обследований. Галерея водоотводов рушится на глазах, — до конца года это сооружение не устоит. А когда вода ринется сюда стихийным потоком, под угрозой окажется та самая дорога, которая сегодня разбивает бетонную защиту плотины. Когда плотину строили, архитекторы, видимо, не учли, что по ней будет проходить такой грузопоток, не меньше 15ти тысяч машин в сутки. И не предполагали авторы этого гидросооружения, что за ним десятилетиями никто не будет следить, хотя бы раз в пять лет ремонтировать. Сегодня руководство Института пресноводного рыбного хозяйства, в ведении которого находится плотина, на свои средства готовит площадку перед нижним бьефом для подъезда ремонтных бригад. И ждет финансовой помощи от района и области, — без бюджетных ресурсов сам институт поднять такой ремонт не в состоянии. Даже если Жестылевская плотина войдет в федеральную программу по восстановлению гидросооружений, деньги по ней придут не раньше 2014го года. А ремонт, пусть и минимальный здесь требуется срочно! Цена вопроса – примерно 5-7 миллионов рублей. Рыбоводческий институт надеется, что те, кто деньги на первоначальный ремонт обещал, свое слово сдержит. В эту субботу на плотину приедет областное профильное руководство, и вопрос о срочном финансировании работ будет первым и самым главным. Водолазы из Раменского района рассказали нам, что в их планах на обследование список из 93 плотин Подмосковья. Но они уже сейчас могут сказать, что все эти гидросооружения находятся в аварийном состоянии. Потому что последние 30 лет никто по-настоящему о них не заботился! Местные, жестылевские жители приходили посмотреть на работу водолазов, и даже рыбаки подъезжали на лодках, узнать, что с плотиной. И все проявляли удивительно спокойствие и даже шутили по этому совсем не веселому поводу.