Репортаж из Дмитровской женской колонии в поселке Ново-Гришино сельского поселения Костинское. При храме, расположенном на территории колонии создана церковная община

На этой неделе мы побывали в дмитровской женской колонии, где в Константино-Еленинском храме, расположенном прямо на территории исправительного учреждения, проходило таинство соборования заключенных. Осужденные со всей России, отбывающие наказание в исправительной колонии №1, просили благочинного Яхромского церковного округа об избавлении от духовных и телесных недугов, а также о прощении совершенных на воле грехов.

Таинство исцеления души и тела называется в православии «соборованием», потому что совершается несколькими священниками – «собором». Раз в год, в Великий пост, вынужденные обитательницы дмитровской женской колонии проходят обряд помазание елеем – освященным в церкви растительным маслом.

Священнослужитель читает семь отрывков из Евангелия и Апостола, а затем происходит крестообразное помазание елеем, растворённым в вине, частей тела соборующихся. Обычно соборование проводится для серьезно больных или находящихся при смерти христиан, но в стенах колонии чаще речь идёт не столько о телесных заболеваниях, но и о душевных недугах, сильном горе, утрате веры в Бога и в себя, других духовных скорбях, которые не проходят после исповеди.

В женской колонии №1 отбывает наказание около 400 заключенных. И только 15-20 осужденных женщин регулярно посещают службы и исповедуются в находящейся при зоне церкви. Процент действительно воцерковленных зэка, по словам благочинного Яхромского церковного округа отца Сергия Бернадского, примерно соответствует соотношению, которое закрепилось и за пределами колонии.

Кстати, у этой церкви столетняя история, в которой были и подъемы, и времена запустения, ведь жизнь этого храма тесно связана с непростой судьбой самой колонии. У истоков Константино-Еленинского храма стояли братья Рукавишниковы. Старший из них – Николай Рукавишников – основал в Москве приют для малолетних детей, занимающихся нищенством, или находящихся под следствием. Это была первая в России исправительная школа для беспризорников. Позднее братья Константин и Иван Рукавишниковы также внесли пожертвования, на которые неподалеку от станции Икша была построена детская колония, обеспечивающая воспитанников московского приюта продуктами питания. Одновременно с Икшанской колонией тут же была построена церковь святых Константина и Елены. В конце прошлого века забытый храм находился в упадке, медленно разрушался. Но затем нашлись доброхоты, взявшие на себя финансовое бремя по реставрации Константино-Еленинской церкви. И уже в 90ые, параллельно с ремонтными работами, в этих стенах начали проходить богослужения. В России единицы колоний могут похвалиться тем, что имеют храмы на своей территории. Икшанскому женскому исправительному учреждению повезло: у его заключенных есть место, где можно подумать о вечном, посоветоваться со священником, хотя бы ненадолго уединиться от строгости лагерной жизни.